| |||||||||
|
| ||||||||
Психолого-педагогическое сопровождение
Человек единственное существо, которое может изменить себя самого и этот мир. Н.Энкельман
Родиться мало - надо ещё состояться Ксенократ Психолого-педагогическое сопровождение
Трудно переоценить в современной школе значимость психолого-педагогической службы. Психологическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы. Цель: психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а так же психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса. Задачи: - создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуации школьного взаимодействия, - отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения, - сохранение и укрепление психического здоровья учащихся и педагогов, - создание благоприятного психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах, - создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития, - консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы, - осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы. Основные направления деятельности: 1. Практическое (коррекционная, развивающая, консультационная, просветительская работа по запросам). 2. Прикладное (повышение психологической компетентности педагогических кадров). 3. Научно-исследовательское (разработка и проведение исследований в рамках комплексной системы психодиагностической, психокоррекционной и развивающей работы). Основные виды деятельности: 1. Психологическая диагностика 2. Психологическая коррекция и развитие. 3. Психологическое просвещение и профилактика 4 Психологическое консультирование 5 Экспертная работа
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса осуществляют педагоги-психологи высшей квалификационной категории: - Кудисова Ольга Андреевна. Стаж работы в должности педагога-психолога 9 лет. В МОСШ №13 работает с 2004 года. - Стрелкова Инна Владимировна. Стаж работы в должности педагога-психолога 9 лет. В МОСШ №13 работает с 2006 года. Это грамотные специалисты, которые со знанием дела, добросовестно выполняют свои обязанности, чутко и заботливо относятся к своим подопечным, пытаясь своевременно оказать необходимую помощь и поддержку. Особое внимание в работе уделяется развитию ресурсов личности школьника и социальной среды. Основными ресурсами определяются: - способность и возможность осуществлять оценку проблемной ситуации, - сформированность позитивной «Я-концепции» (самооценки, самоуважения, самоэффективности), - способность самостоятельно контролировать своё поведение, умение сопереживать, понимать окружающих и прогнозировать их поведение, - повышение социальной компетентности, - восприятие и оказание социальной поддержки. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках школьной адаптации Серьёзное внимание в психолого-педагогическом сопровождении уделяется проблемам адаптации учащихся: на 1 ступени обучения (1 класс - приход в школу), на 2 ступени (5 класс - переход в среднее звено), на 3 ступени (10 класс-переход в старшее звено). Обращается внимание на переходные и переломные периоды на всех этапах школьного детства, которые являются для них значимыми, сложными в плане: - установления взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса; - в плане привыкания к новым социальным условиям (изменению социального статуса). Работа педагога-психолога в адаптационный период направлена на разрешение психологических кризисов. Содержание психологической работы меняется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Психолого-педагогическое сопровождение в рамках предпрофильной подготовки (реализация программы «На пути к выбору профессии») Цель: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 9-ых классов в выборе направлений дальнейшего обучения Задачи: - подготовка учащихся к составлению первичного профессионального плана (старта); - предоставление учащимся возможностей для глубокого самопознания своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентации и т.п.; - превращение учащихся из объекта обучения в субъект, заинтересованный в саморазвитии и способный к нему, активизация поисков собственного пути к освоению профессии; - усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии: о мире профессий, о самом себе и о потребностях в кадрах в своем регионе, основных перспективах его развития. Формы работы: - лекции; - беседы; - дискуссии; - психодиагностические тесты; - ролевые игры и упражнения, активизирующие самопознание и рефлексию. Программа включает в себя три блока: 1 Блок «Внутренний мир человека и возможности его познания», позволяет понять себя всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те недостающие качества, которые предстоит сформировать для того, чтобы добиться успеха. 2 Блок «Моя профессия». Учащиеся знакомятся с огромным разнообразием мира профессий, учатся соотносить знания о себе с требованиями профессии, с психологическими характеристиками трудовой деятельности. 3 Блок «Активизация профессионального и личностного самоопределения». Включает в себя методы активизация профессионального и личностного самоопределения такие как: игровые профориентационные упражнения, деловые игры. Использование предлагаемых методик помогает в моделировании отдельных элементов профессии, жизненного и личностного самоопределения.
Работа с родителями Цель: создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения, воспитания и развития ребёнка. Задачи: - Повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей. - Сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей. Формы работы: - групповые и индивидуальные консультации; - круглый стол; - совместный досуг всех участников учебно-воспитательного процесса.
Работа с педагогами Цель: повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся. Задачи: - Организация психолого-педагогического сотрудничества для решения проблем и задач развития отдельных учащихся и ученических коллективов. - Просвещение педагогов по вопросам воспитания, формирования здорового образа жизни, межличностного взаимодействия. Виды деятельности и их краткая характеристика 1. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием школьников. Организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики, коррекционной, развивающей работы. Носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения. 2. Психологическое просвещение педагогов. Организуется по запросу педагогов, администрации, либо носит систематический, плановый характер. Проводится преимущественно в форме выступления на педагогических советах, заседаниях методических объединений. Формы работы: - индивидуальное психологическое консультирование, - групповые консультации, - психологический семинар, - тренинги. Отличительной особенностью работы психологической службы является выпуск с 1998 года школьной газеты профилактической направленности «Без ложного стыда». Частота выпуска – 4 выпуска за учебный год. Тираж – 50 экземпляров. Над каждым номером упорно работает вся редакционная коллегия, ученики школы. Самые остроумные и любознательные ученики собираются в редакции школьной газеты. Ребята много работают для того, чтобы газета выходила вовремя. На ее страницах находят отражение все события школьной жизни. Молодые поэты, художники, сатирики могут проявить свой талант при подготовке каждого выпуска. Тираж газеты пока невелик, но популярность ее среди школьников растет с каждым днем.
Комната психологической разгрузки В рамках работы кабинета педагогов-психологов, действует комната психологической разгрузки. Цель: профилактика эмоционального напряжения у участников образовательного процесса. Задачи: - восстановление эмоционального комфорта, снятие тревоги; - создание чувства безопасности, защищённости; - достижение релаксирующего эффекта; - развитие позитивного общения и взаимодействия с детьми и взрослыми; - снижение проявлений посттравматического синдрома; - снятие мышечного и психоэмоционального напряжения; - обучение навыкам саморегуляции. Формы работы: - индивидуальные занятия, - групповые занятия (от 2 до 4 человек), - индивидуальные психологические консультации. Комната психоэмоциональной разгрузки представляет собой помещение, оборудованное по специальному проекту, где ребёнок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении психолога исследует окружающее. Комната психологической разгрузки создаёт безопасную, дружественную обстановку, которая способствует доверительным отношениям, необходимым в проведении эффективной работы с детьми, имеющими ряд проблем в различных аспектах жизнедеятельности. В спокойной доверительной обстановке комнаты психологической разгрузки у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе. Для разрешения ряда существующих проблем в рамках учебно-воспитательного процесса педагогами-психологами проводятся специальные организованные занятия с использованием современного программного обеспечения и аппаратного оборудования: - компьютерная антистрессовая программа «ИБИС», - АПЭК, - NOVA-PRO, - СИРС, - БОС. Результативность использования программного обеспечения и аппаратного оборудования отслеживается в системе внутришкольного мониторинга качества образования.
Программа «БОС». Метод Биологической обратной связи. Реализация данной программы позволяет осуществлять: • оздоровление организма, формирование навыков здорового образа жизни • коррекцию поведения (гиперактивность, дефицит внимания) • профилактику заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем • предупреждение и защиту от последствий стресса и психоэмоционального перенапряжения.
Программа «ИБИС»
это психофизиологический тренинг, в процессе которого вырабатываются глубоко закреплённые навыки саморегуляции и самоконтроля, что позволяет эффективно осуществлять профилактику и коррекцию дезадаптации. Внедрение программы позволяет: -заложить основы для поддержания хорошего физического здоровья, повышения качества жизни как в период работы по программе, так и после нее; -сформировать адаптивный тип взаимоотношения с внешней средой; -улучшить академическую успеваемость за счет усиления мотивации, развития сосредоточенности, умения найти требуемое равновесие между необходимым уровнем возбуждения и релаксации в обстановке учебных занятий; - выработать у учащихся волевые и мировоззренческие качества; - сформировать у учащихся осознание личной ответственности за свое собственное физическое и психическое здоровье.
Аппаратное оборудование аудиовизуальной стимуляции - «NOVA-PRO 100» Используется в практике с целью: - снятия избыточного самоконтроля, - улучшения способности к обучению, - лечения депрессии, - снятия тревожности, - лечения стресса, смешанного расстройства эмоций и поведения, обусловленного расстройством адаптации.
Аппаратное оборудование биорезонансной офтальмоцветотерапии - «АПЭК» Используется в целях профилактики: § лицам группы риска, подверженным переутомлению, чрезмерным стрессам и профессиональным вредностям, к которым относятся: педагоги, руководители, учащиеся и другие; § лицам, имеющим хронические и иммунодефицитные заболевания в период ремиссии; § лицам, имеющим наследственную предрасположенность к заболеваниям; с целью лечения: - стрессов и пограничных психоневрологических расстройств; в реабилитационном периоде: - для ускорения работоспособности после перенесённых стрессов, травм и психосоматических заболеваний.
Программа «СИРС» – компьютерная Система Интенсивного Развития Способностей школьников, позволяет использовать интегральный, комплексный подход при непрерывном развитии следующих компонентов способностей человека: • навыков чтения вслух для младших школьников; • быстрого чтения с подавлением артикуляции до 400-600 слов в минуту (для младших школьников обучение быстрому чтению про себя проводится только после исправления типичных ошибок при чтении вслух); • памяти (образной, механической, ассоциативной); • навыков классификации знаний; устного счета; • системного, понятийного, наглядно-образного мышления; • креативности; пространственных представлений; • чувства стихосложения, юмора и т.д.
| |||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |